В Древнем Египте невесты облачались в калазирис — плотно облегающее фигуру платье на бретельках. От повседневного свадебный калазирис отличался золотистым цветом, а также тем, что обнажал грудь, демонстрируя способность будущей жены выкормить младенца. Скромнее были гречанки — они надевали на свадьбу белый или голубой пеплос, который закреплялся на плечах застежками. На голову надевали венок из живых цветов или покрывало золотистого оттенка — этот солнечный цвет символизировал богатство и плодородие. С приходом христианства ни о каком обнажении речь уже не шла — невест, как и всех женщин, закутывали в бесформенные хламиды. Свадебная одежда выделялась только богатством материала и украшений. В Византии невесты надевали сразу две туники с длинными рукавами, расшитые золотом и жемчугом. Мода на облегающие платья сохранилась в Индии и Китае, причем у невест эти платья были красными — на Востоке этот цвет играл ту же роль, что на Западе золотой.
Красные платья носили и невесты средневековой Европы. В богатых семьях их шили из бархата и парчи, подбивали беличьим мехом, снабжали длиннющими рукавами и не менее роскошным шлейфом. В1385 году на свадьбе бургундского герцога Жана Бесстрашного невеста появилась в платье со шлейфом длиной 4 метра, который несли восемь пажей-арапов. Тогда же стал популярен эннен — высокий колпак, украшенный шелковой фатой до пола. Еще одной причудой свадебной моды был накладной животик, «призывающий» беременность.
Помимо красных платьев, невесты носили золотые, зеленые, пурпурные — и даже черные, если замуж выходила вдова. Белый цвет в свадебную палитру не входил — он считался монашеским. Но бывали исключения: молодая герцогиня Анна Бретонская трижды выходила замуж в белом платье. Правда, первый ее муж Максимилиан Австрийский бросил ее сразу после свадьбы, а второй, французский король Карл VIII, изводил ревностью и мелочными придирками. Но Анна упрямо надеялась на лучшее, символом чего и был радостный белый цвет. Надежды оправдались: с последним супругом Людовиком XII они жили душа в душу, дав начало многим поколениям монархов. Ценой семейного счастья стала независимость Бретани, принесенная Анной в дар французской короне. С тех пор родовитые невесты позволяли себе белое платье, но популярными в народе по-прежнему оставались золотистый, а также розовый и коралловый цвета.
В эпоху барокко в моду вошли рубенсовские формы; для имитации пышных бедер под платье надевали кринолины с распорками из китового уса. Такое платье-колокол могло быть длинным, до пят, или покороче — тогда из-под него были видны чулки с кокетливыми подвязками, которые в некоторых странах стали обязательной частью свадебного наряда. Во Франции жених прилюдно снимал подвязку с ноги невесты и бросал в толпу гостей: поймавшему атласную ленту парню суждено было вскоре жениться. Часто невеста надевала две подвязки — нижняя доставалась гостям, а верхнюю жених стягивал потом, в уединении супружеской спальни. В Англии, где нравы были строже, гостям бросали цветочный венок невесты, только его ловили не парни, а девушки. Позже венок сменился фатой или шляпкой, а бросать стали букет, который невеста держала в руках во время венчания.